Путешествия на яхте по Адриатике: facebook.com/simplesail.me

Вздернуть на рее. Азбука парусов со всего света.

Некоторые исследователи приписывают человечеству изобретение паруса едва ли не вперед колеса, что понятно – реки служили нам и местами промысла, и путями сообщений. В годы активно развивавшейся торговли, колонизации и войн появление на горизонте белых полотнищ для одних было символом благих вестей, другим же несло страдания и смерть. Но прогресс неумолим: цивилизации преодолели период морских баталий, а с приходом паровых двигателей полагаться на силу и волеизъявление ветра стало бессмысленным. В наши дни парусные суда спускаются на воду в большей степени из романтических побуждений, а если сражения и имеют место, то лишь ради демонстрации мастерства в обуздании сил природы.

Заглянуть за горизонт хотелось всем, и традиции парусного оснащения в разных точках света сначала складывались независимо, а позже стали проникать друг в друга. Тем интереснее было изучить и составить типологию парусов на примерах со всего земного шара.

Рейковый парус

Рейковый парус

В Западной Европе получил распространение как вооружение джонки - по названию китайского судна. Этот похожий на перепонки морского гада парус придуман, по слухам, еще до того, как в море вышли египтяне - то есть, как можно догадаться, очень давно.

Однако возраст рейковой системы не лишает ее практичности и способности обеспечивать броски на значительные дистанции. Этот парус с тростниковым каркасом хорошо показывает себя как при полном, так и при крутом курсе к ветру, прост в обслуживании и главное, удобен в ремонте, потому что состоит из частей. Сегодня им не пренебрегают даже проектировщики некоторых гоночных яхт.

Дау

Дау

Название этого треугольного паруса повторяет название суден, которые были им оснащены. Ответственность за его изобретение лежит на арабах, раньше европейцев проложивших торговый путь в Азию, и что самое удивительное, в силу своей специфики это вооружение нельзя сопоставить ни с каким другим на планете – настолько оно индивидуально. Простота конструкции не требовала большого экипажа, да и скорость движения была вполне сносна для торгового судна. Вооружение дау прошло проверку временем, и в некоторых областях Ближнего Востока оно до сих пор в строю.

Прямой парус

Прямой парус

Запрячь ветер в широкое трапециевидное или прямоугольное полотно – первое, что пришло бы в голову каждому, пожелавшему выйти в открытое море. Паруса такой формы можно встретить еще у финикийцев, считающихся первыми торговыми мореплавателями, викингов и римлян.

Достигаемая за счет прямых парусов скорость была достаточно высока, но только в том случае, если ветер будет попутным. Развитие судостроения привело к росту судов и к смешению различных типов парусов. Прямые паруса можно было встретить, к примеру, в оснащении галеры мальтийского флота XV века.

Латинский парус

Латинский парус

Входит в целый подкласс косых парусов и имеет вид прямоугольного треугольника. Он гораздо сложнее в конструкции и обслуживании и требует постоянного внимания, поэтому владельцам рыболовецких судов с такими парусами было непросто заманить моряков к себе на работу. Однако его наличие давало судну возможность ходить под углом к ветру, что в ситуациях погони играло на руку как догонявшим, так и скрывавшимся.

Три латинских паруса были главной движущей силой шебеки, в XVII-XVIII веках входившей в состав английского и французского флотов и облюбованной пиратами Марокко и Алжира, а также средиземноморской фоветты, в XIX веке сочетавшей латинские и прямые паруса.

Гафельный парус

Гафельный парус

Совершенствование латинского паруса привело к парусу с формой неправильной трапеции. Гафельное вооружение можно было часто встретить у голландских рыболовов в XVII веке, и до прихода двигателей гафель был классикой.

Но даже сейчас, когда от спортивных яхт требуется уверенная лавировка и тяга, гафельный парус, по мнению спортсменов, выигрывает у прочих – даже у бермудского, своего преемника.

Бермудский парус

Бермудский парус

В первые годы XX века этот тип вооружения предпочли гафельному рыбаки Бермудских островов, за что оно и получило свое название. Парус легок в управлении и при изначально корректной регулировке не требует в обслуживании более одного человека.

Именно он и получил максимальное распространение среди яхтсменов за счет своей аэродинамики и простоты в манипуляции, так что вопрос о том, какой лучше – бермудский или гафельный, можно считать закрытым.


Дата: 02.03.2015
Авторы: Данил Абрамов
Источники: trendymen.ru

Тэги: Яхтинг



Навыки яхтсмена: как правильно вязать кранцы

Навыки яхтсмена: как правильно вязать кранцы

По каким критериям определить правильно ли привязан кранец? Во-первых, при швартовке нам нужно привязать кранец быстро; во-вторых,...

Морские узлы

Морские узлы

Учимся вязать основные типы морских узлов. Это, безусловно, пригодится в вашем путешествии на яхте.

Морская болезнь - причины и лечение

Морская болезнь - причины и лечение

Следуя некоторым правилам, можно уменьшить дискомфорт во время путешествий

10 самых впечатляющих парусников нашего времени

10 самых впечатляющих парусников нашего времени

Каждый год известные по всему миру авторитетные бизнес-издания публикуют рейтинги самых дорогих, самых вычурных и самых крутых...

5 самых больших суперяхт с Monaco Yacht Show

5 самых больших суперяхт с Monaco Yacht Show

В этом месяце, Французская Ривьера стала стендом, демонстрирующим самые крупные и самые крутые яхты года. Monaco Yacht Show славится...

Яхтенный этикет для настоящих джентльменов

Яхтенный этикет для настоящих джентльменов

Парусная яхта — настоящий небольшой мирок, со своими уставами и правилами. Человеку, впервые попавшему на борт яхты, все кажется...