Южная стена дворца обращена к морю, прямо у его подножия бьются волны. Распахиваются Бронзовые ворота, по узкому каналу во дворец заходит судно римского императора Гая Аврелия Валерия Диоклетиана. Дворец огромен, его площадь более 20 тысяч квадратных метров, это настоящий город, повторяющий в плане схему римского военного лагеря, когда-то император был солдатом, воином. Две центральные улицы, четыре квартала, личные покои императора, гарнизон, склады, дворцовый храм Юпитера, мавзолей. Во внутреннем дворе перистиле, окруженном колоннами, черный гранитный сфинкс в напоминание приезжим о римских колониях в Египте и о божественности правителя. Дворец окружают мощные стены, внутрь ведут четверо ворот, сориентированных по четырем сторонам света, – Золотые, Серебряные, Бронзовые и Железные. Диоклетиан предпочитал попадать во дворец прямо с моря, через южные Бронзовые ворота.
Дворец был построен для отошедшего от дел императора в конце III века нашей эры. Диоклетиан умер в 313 году и дворец опустел, но ненадолго. В VI веке дворец наполняется переселенцами из близлежащего города Салона, захваченного и разрушенного пришедшими на Балканы славянами. Так начинается история Сплита.

Новые жители приспосабливают дворец для своих житейских нужд. Под защитой крепостной стены строятся новые дома, храм Юпитера становится христианским баптистерием Иоанна Крестителя, мавзолей императора – кафедральным собором Святого Дуйма с вознесшейся рядом высокой колокольней, императорский дворец все больше напоминает город. В XIV веке многочисленным жителям становится так тесно, что город выходит за пределы крепостных дворцовых стен. Во времена венецианского правления Сплит принадлежал Венеции почти четыре века, город превращается в важный опорный пункт, большой торговый порт на границе с Османской Империей. Сплит приобретает черты венецианского города – венецианский Кастелло, дворцы аристократов, фамильные каменные гербы и крылатые львы Святого Марка на фасадах. И удивительно, но лишь в XIX веке в Сплите у южной стены дворца Диоклетиана, в которую шестнадцать веков назад билось море, была построена городская набережная – Рива.
Как жители Сплита обходились без Ривы все эти века совершенно непонятно. Своя Рива есть в любом уважающем себя средневековом городе Адриатики. Городская набережная – любимое место времяпрепровождения всех жителей города. Утренний кофе и вечерний променад, встреча с приятелем или деловым партнером, концерты, фестивали, выставки, рождественские ярмарки, да все что угодно - вот для чего нужна Рива.
Шумная сплитская Рива, вымощенная светлым гладким камнем, лежит под высокой южной стеной бывшего дворца Диоклетиана. Бронзовые ворота окружены столиками кафе, за которыми сплетничают сплитчанки. Там, где когда-то проплывала ладья императора, проходят паромы Ядролинии, крупнейшей хорватской транспортной компании. В покоях императора под высокими сводами – музей и сувенирные лавочки. Лишь гранитный сфинкс в перистиле неизменен и словно совершенно безучастен.