Острова в Которской бухте, Пераст, Черногория - маршруты SimpleSail по Адриатике
Крошечный средневековый городок Пераст - словно симпатичная декорация, построенная для украшения Которской бухты и встреч мореплавателей.

Три сотни домов, менее трехсот жителей. И бесконечный туристический поток. Любопытствующие прибывают большими и малыми автобусами, на своих и арендованных автомобилях, гуляют по городу и попадают в сети предприимчивых пераштан, снующих между Перастом и его островами на маленьких рыбацких лодчонках.



Координаты на яхтенном чартплоттере:   42°28.979'N   |   18°41.339'E



Пераст - расстрел петуха

Город с картинки. Город, почти не поменявший своего облика с XVIII века. Посмотрите внимательно - ни одного современного здания в Перасте нет (признаюсь, одно все же есть - это здание заброшенной швейной фабрики, построенное в югославские времена - но оно не слишком бросается в глаза). Современное строительство в городе запрещено, это попытка сохранить городу его исконный вид. Забавная деталь - жители города не могут, как все нормальные люди, залатать брешь в крыше, купив новую черепицу - она будет контрастировать с крышами города, вот и разыскивают невесть где старую и выгоревшую.

История средневекового города берет свое начало в XV веке, когда пераштане, проявив сообразительность, решили заняться посреднической торговлей. В XV веке они спустились с горы Святого Илии, где занимались виноградарством, к ее подножию и начали учиться строить корабли. В средние века люди очень мало интересовались загаром и купаниями, пытаясь выжить, они поднимались в горы к источникам воды и пропитания. Но не обратить со своей горы внимание на снующие прямо под носом торговые корабли, обогащающие жителей Котора, тоже было невозможно.

Своих товаров, а тем более денег, у пераштан не было - пришлось брать взаймы у аристократов все того же Котора и Дубровника. К счастью, торговля заладилась. На небольших, легких маневренных судах пераштане добирались до торговых городов Греции, Италии, Далмации или Албании и, ускользнув от пиратских турецких судов, благополучно возвращались в Которскую бухту. И долги возвращали, и на жизнь оставалось. В XV веке капитаны Пераста начинают возведение своих дворцов прямо на морском берегу, у подножия горы святого Илии.

Вид на город, Пераст, Черногория - яхтенные маршруты SimpleSail
Вид на город, Пераст, Черногория

В том же веке Перастом заинтересовалась светлейшая республика Венеция, которая как раз прибрала к рукам и Которскую бухту, и немалую часть Адриатического побережья. Оказалось, что город стоит в стратегически важном месте - и значит, он должен стать охранником морского пути, что ведет прямо в Котор - главный форпост Венеции в Которской бухте. Так что совсем скоро город будет удостоен звания "приграничного"( имеется в виду граница между владениями венецианцев и все увеличивающимися турецкими владениями), а главное - станет хранителем Венецианского военного флага. Спустя триста лет - после того как падет Венеция - пераштане проведут торжественно-печальную церемонию похорон флага под алтарем главного городского храма - церкви Святого Николая.

Званиями венецианцы пераштан наградили, а вот денег на строительство крепостной стены не дали. Пришлось выпутываться самим. Каждый капитан, строивший себе новый дворец, пристраивал к нему сторожевую башню. Получалось, и семья во дворце, и городу польза. Ну а в довершение строительного плана над городом водрузили крепость Святого Креста. В наши дни от крепости остались лишь развалины, а от башен лишь воспоминания - когда в начале XX века строили дорогу, огибающую Которскую бухту, все мешающееся на пути сносили. Кстати, именно тогда и был разрушен главный принцип строительства в Которской бухте - дорогами в прежние времена мало кто пользовался, все передвигались на кораблях и должны были иметь возможность пристать к своему собственному дому, разгрузить товары, обнять жену. Каменные выступы вдоль пераштанской набережной - так называемые "понты" с ударением на первый слог - это все, что осталось от средневековых частных причалов. Сейчас на них расставляют ресторанные столики и пляжные шезлонги.

Слава капитанов Пераста гремела по всему Средиземному морю. Марко Мартинович - один из таких капитанов. Именно к нему на обучение прибудут курсанты от Петра I - десяток российских дворян. Их фамилии выписаны неизвестным художником на картине, где почти все на одно лицо - и Марко Мартинович, и дворяне - хмурые мужи с длинными висящими усами.

По соседству, на другом полотне еще один капитан - Матия Змаевич, человек, чья жизнь давно заслуживает написания авантюрного романа. Попавший в константинопольскую тюрьму за драку и вызволенный оттуда все тем же Петром I, Матия Змаевич прибудет в Петербург. За несколько лет службы Матия пройдет путь от капитана первого ранга до командующего галерным флотом, главного командира Петербургского порта и адмирала Российской Империи. Кстати, в списках российских адмиралов его можно найти под именем Матвея Христофоровича, именно так его называли в России.

Эти картины можно увидеть в морском музее Пераста. Там же, под стеклами витрин хранятся дневники первого графа славной династии Толстых - Петра Андреевича, присматривавшего за дворянами на обучении и хлопотавшего за Матию Змаевича перед Петром; грамота Петра I и Андреевский флаг.

Стоянка лодок, Пераст, Черногория
Стоянка лодок, Пераст, Черногория - яхтенные маршруты SimpleSail

 

15 мая каждого года в Перасте под 55-метровой колокольней церкви Святого Николая (самой высокой в этой части Адриатики) становится людно. В этот день в городе отмечают весьма своеобразный праздник. "Гадженье кокота" - "стреляем в петуха".

Солнечным погожим деньком несколько веков назад - в 1654 году - на Пераст напали турки-османы. Согласно легендам, турок было несколько тысяч, а пераштан меньше сотни. Верится с трудом, но город отстояли. В память о той кровавой битве, каждый год 15 мая в море на пенопластовой платформе вывозят яркую крикливую птицу, символизирующую ненавистный мир Османской империи. Молодые мужчины города выстраиваются в ряд на набережной, держа в руках реплики старинных мушкетов. И по очереди в петуха палят. Кто попадет - считается героем праздника, ему наливают полную чашу вранца - местного вина. Ну а после торжественная процессия с иконами и хоругвями проходит по городу.

Сменяли друг друга века, паровой двигатель потихоньку вытеснял парусные корабли, истории о битвах и капитанах становились легендами. В наши дни мимо средневековых дворцов проходят круизные лайнеры - "небоскребы", с верхних палуб которых город кажется симпатичной театральной декорацией, построенной специально для украшения бухты и встреч мореплавателей.

Узнайте больше о яхтинге в Черногории и Хорватии вместе с SimpleSail